ДЗЕРЖИНСК ВСТРЕЧАЕТ ГОСТЕЙ Читайте книги! Читайте детям не нотации, а книги. Григорий Остер 8 ноября текущего года в городе Дзержинске на базе общеобразовательной школы № 9, которой руководит Тихонова Татьяна Алексеевна, прошел областной зональный семинар-практикум на тему «Презентация деятельности городского методического объединения по развитию творческого читателя возможностями предметов филологического направления». На методический форум прибыли заведующие районных и городских методических кабинетов, руководители методических объединений и учителя русского языка и литературы, мировой литературы из городов Артемовска, Горловки, Дружковки, Константиновки, Волновахи, Ясиноватой, Артемовского и Константиновского районов. Педагоги области собрались для обсуждения очень важной проблемы. Последние десятилетия социального и духовного движения украинского общества ознаменовалось тем, что книга и чтение, к огромному сожалению, перестали быть непременными атрибутами образа жизни людей. Но педагоги по-прежнему убеждены в том, что одним из факторов, влияющих на формирование, развитие и становление личности, является книга. Из читающей страны Украина превратилась в государство, где 40% населения, по данным соцопросов, не стесняются признаться в том, что вообще не берут в руки книгу. Частично, конечно, это объясняется объективными причинами: общим сокращением свободного времени, распространением новых средств передачи информации. В результате первым отказывается от чтения молодое поколение. И это несёт в себе огромную опасность. Ведь книга - не только источник знаний, - это часть нашего внутреннего мира, средство воспитания и развития эстетического чувства. Вполне представляя те последствия, к которым приведет общество отказ от чтения, учителя бьют тревогу. Поэтому работу своего методического объединения и сосредоточили именно на решении (хотя бы частичном) проблемы возобновления интереса детей к чтению, вдумчивому отношению к написанному, привлечения к творческому сочинительству, а посредством этого к формированию читательских потребностей. Чтение как необходимая потребность должно занять определенное место в жизни ребенка. Начался семинар с видеоролика о городе Дзержинске, небольшом шахтерском городке, и рассказе о нем заведующей городским методкабинетом Скрипниченко Натальи Алексеевны. Цели и задачи семинара определила заведующая отделом гуманитарного образования Областного института последипломного образования Мельникова Лариса Васильевна, а методист городского отдела образования Кириченко Галина Владимировна представила деятельность методического объединения в разрезе проблемы семинара. По содержательности мероприятие было разделено на две части. В первой учителя русского языка и литературы г. Дзержинска презентовали самые эффективные приемы работы на уроке, применение которых и позволяет заинтересовать детей чтением. Прием «Диалог мотивация», который показала учитель ОШ № 17 Тертычная Лариса Васильевна, дает возможность повлиять на мотивационную сферу ученика, не принуждая, а открывая глаза на очевидные вещи: нужно больше читать. Прием «Прогнозируемое чтение», его представила учитель ОШ № 10 Апенкина Раиса Ивановна, интересен тем, что читатель должен предугадать сюжет литературного произведения. Это, с одной стороны, трудно, но неимоверно увлекательно: магия фантазии охватывает каждого. В полной мере силу это приема ощутили все участники семинара, выступив в роли учеников. А калейдоскоп приемов продолжался: вместе с учителем интерната Карнауховой Оксаной Юрьевной присутствующие искали символы в повести Александра Грина «Алые паруса», с учителем НВК «Школа-лицей» Шиян Людмилой Владимировной путешествовали по улицам Вероны и стали членами клуба Джульетты. Учитель ОШ № 20 Мельничак Ольга Тадеевна, произнеся монолог Анны Карениной, показала, как прием «Вчувствование в текст» дает возможность осознать мотивы поступков героев, не оправдать, не осудить, а понять. Был представлен и прием с использованием мультимедийных средств обучения. Это анонсирование произведения, изучаемого по программе. Короткий ролик самых интересных, острых моментов сюжета способен вызвать у детей желание заглянуть в книгу. Этот прием представила учитель НВК «Школа-лицей» Куцопал Ирина Генриховна. А Портяная Наталья Юрьевна, учитель того же учебного заведения, пригласила всех при помощи Интернета стать респондентами ее литературного сайта. Презентация внеурочной деятельности методического объединения сопровождала участников семинара на протяжении всего мероприятия. С самого утра учителей-словесникиков из близлежащих и дальних городов Донецкой области встречали литературные герои: Двое из ларца, одинаковых с лица, Гарри Поттер и его друзья, Том Сойер с Геком Финном, Пеппи Длинныйчулок, коротышки из Солнечного города. Эстафету подхватили джентльмены, сопровождая происходящее своими остроумными комментариями. Для семинара были подготовлены выставки, также раскрывающие многообразие форм работы учителей русского языка и литературы по формированию читательских интересов и вкусов: читательские дневники учащихся разных школ и литературные альманахи, книги современных читателей «Уголок читателя», «Произведения поэтов и писателей города Дзержинска». Читательские дневники - это не новая, но эффективная форма работы по развитию читательских навыков. Многие дети ведут его для лучшего запоминания произведения, для более глубокого понимания происходящих событий, для восприятия образов литературных героев. Дневники разные: одни написаны от руки, другие набраны на компьютере, третьи существуют в электронном виде. Есть даже коллективный читательский дневник. Авторы дневников не только коротко записывают сюжет рассказа или повести, но и высказывают свое мнение, пытаются найти ответы на возникшие вопросы. Нужно сказать, что круг читательских интересов учащихся очень широк: от сказок и мифов до научно-популярной фантастики, от приключенческих рассказов до серьёзных психологических романов. А какие интересные иллюстрации есть в дневниках! Вот Вакула поймал черта и собирается ехать на нем в Петербург, а вот Тесей борется с Минотавром. Здесь ребятня собралась на лугу и рассказывают небылицы. Дети, приобщаясь к художественному слову, развивают эстетические вкусы и свои способности. Для некоторых дневник стал откровением: ему доверяют сокровенное; другие пробуют и свое перо, записывая свои собственные стихи. В альманахи вошли работы учащихся разных классов на разнообразнейшие темы. Это рассказы и сказки, эссе, стихотворения, странички из дневника. Юные авторы произведений размышляют над актуальными проблемами современности: добре и зле, милосердии и толерантности, взаимопонимании и уважении друг к другу. Дети умеют входить в образ, слушать музыку, чувствовать природу. В поле зрения начинающих писателей и проблемы школьной жизни. Работы интересны не только по тематике, но и по содержанию. Ценно и то, что педагоги понимают, как важно дать выход творческой энергии. Поэтому, не жалея сил и времени, занимаются выпуском таких альманахов. «На пути к успеху», «Солнечные россыпи», «Серебряное перышко», «Пробы пера», «Вы видели, как падают звезды…» - первое испытание таланта признанием и успехом. Наслаждаться детским творчеством можно бесконечно: оно непосредственно, оно свежо, как утренняя заря, оно привлекает искренностью и чистотой. А потенциальная гениальность живет в каждом человеке. Самый мощный импульс в развитии ребенка – творчество. И детям надо помочь открыть в себе эстетические способности. Так считают к школе-гимназии, где уже много лет существует поэтический клуб. Принимают туда всех, кто любит сочинять, выдумывать, фантазировать, перевоплощаться. Перед гостями семинара выступили юные поэты, воспитанники данного учебного заведения. Может, поэзия и не станет профессией этих детей, но то, что она будет помогать им идти по жизни, воспринимать окружающий мир во всем многоцветии, несомненно. С литературными героями, которые сопровождали гостей в начале семинара, новая встреча произошла в сценке «В библиотеке». Юные актеры были очень убедительны и смогли заинтересовать чтением даже Незнайку. Завершился форум балом литературных героев. Под восхитительную мелодию вальса кружили Наташа Ростова и князь Андрей, Мастер и Маргарита, Кармен, Ассоль, Татьяна Ларина и Евгений Онегин. Заглянули сюда и Кай, и Тарас Бульба, и Маленький принц. Все участники областного семинара-практикума получили «Настольную книгу» с методическими материалами в бумажном и электронном виде. А городское методическое объединение учителей русского языка и литературы пополнило свою библиотеку комплектом произведений классиков русской литературы XIX-XX веков. Педагогический форум завершился, и хозяева мероприятия очень надеются, что всем педагогам тоже близки проблемы, которые волнуют методическое объединение учителей русского языка и литературы города Дзержинска, а именно - формирования творческой личности ученика через чтение. Неслучайно С.Я. Маршак говорил о том, что талантливый писатель не может состояться без талантливого читателя: «Именно на них, на этих чутких, обладающих творческим воображением читателей, и рассчитывает автор, когда напрягает все свои душевные силы в поисках верного образа, верного поворота действий, верного слова. Художник - автор берет на себя только часть работы. Остальное должен дополнить своим воображением художник - читатель».
|